Хочешь хороший звук - включи ASIO!

05.10.2011
Тематика: Общая тематика

Ни для кого не секрет, что профессиональные технологии вместе с удешевлением производства постепенно переходят в категорию "массовых". То же самое коснулось и технологии ASIO для профессиональной работы со звуком, но по незнанию большинство пользователей систем Microsoft ее просто не включают и продолжают есть кактус пользоваться программным аудиомикшером.

Что новенького?

Любому меломану хочется слышать чистый звук. И не просто чистый, а именно тот, который содержится в файле. Но есть существенное препятствие в Windows, мешающее это сделать - программная обработка звука в ядре системы. Только представьте, сколько преобразований должна вытерпеть ваша любимая композиция PinkFloyd (ну или другая, это по вкусу), чтобы дойти до колонок или высококачественных наушников! Сначала система преобразует частоту дискретизации до системного уровня, потом умножает, делит, суммирует, накладывая эффекты и регулируя громкость, затем снова преобразует до частоты аудиокарты. Когда хочется чистого звука - это не только лишнее, но и вносит задержки порядка 30-50 миллисекунд, хорошо различимые на звук...

Что же такое ASIO?

ASIO - программный протокол, способ общения аудио-приложений и звуковой карты, при котором звук передается как есть, без изменений.

При стандартной передаче звука (по умолчанию в Windows используется DirectSound) на уровне системы происходит его микширование (драйвер KMixer - Kernel Audio Mixer), сведение в один поток сигналов от разных программ и прочие изменения. На бытовом уровне они не имеют значения. А для профессионального применения, для записи и обработки звука на компьютере, важен полный контроль над аудио данными. Кроме этого, аудио-подсистема Windows часто становится препятствием при передаче многоканального звука в закодированном виде (DTS/AC3). KMixer не знает о том, что передается какой-то нестандартный (отличный от PCM) поток и продолжает обрабатывает его "традиционным" способом; в результате получается шум.

ASIO обеспечивает прямой путь сигнала от программы-источника до звуковой карты; при этом не только не происходит посторонних преобразований, но и уменьшается время задержки прохождения сигнала (latency), что так же критично при определенном профессиональном использовании.

Сигнал, выведенный через ASIO, поступает в железо звуковой карты, побитно соответствуя отправленному в нее; обычным же путем он меняется.

А в ОС Mac OS X и Linux проблемы с задержкой при обработке звука не стоит, поэтому нет и необходимости в специальном интерфейсе.


И как этим пользоваться?

Для того, чтобы воспользоваться новой технологией, нужна, во-первых звуковая карта. И не простая или встроенная, а с поддержкой этого самого ASIO в драйвере. Раньше такие выпускали либо для профессионалов (ESI, M-Audio и т.д.), либо надо было искать топовые модели от Creative (Audigy2, Creative X-Fi Titanium/Titanium HD). Стоимость их была велика. Сейчас на рынок выпущена серия звуковых карт от ASUS, которая практически вся поддерживает ASIO даже в самой бюджетной версии.

Вторым необходимым условием является программное обеспечение, использующее ASIO для вывода звука. Исторически и закономерно наиболее обширным классом таких программ можно назвать аудиоредакторы (Steinberg Cubase и Nuendo, Fruity Loops, FL Studio), но простому обывателю они малоинтересны. С недавних пор в проигрывателях, поддерживающих плагины появились модули для воспроизведения ASIO - их и следует использовать. Плагины имеются для foobar2000, WinAMP и AIMP.

Что почитать?

Если Вас затронула тема качественного звука, то в первую очередь обзоры звуковых карт. Очень хороший источник Ф-Центр


отзывы/комментарии